Правовое регулирование междугородних железнодорожных перевозок

Специфика организации международных железнодорожных перевозок заключается в следующем ...

Железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении выступают как составная часть международной транспортной системы. По сравнению с другими видами транспорта железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ, а именно: массовость перевозок пассажиров и багажа, дальность и относительно высокая скорость перевозок, сравнительно низкая себестоимость перевозок.

Специфика организации международных железнодорожных сообщений заключается в следующем:

  • Во-первых, при международных железнодорожных перевозках используется железная дорога не одного государства. Это требует скоординированных действий железных дорог сопредельных государств, учета несовпадающих параметров железнодорожной колеи стран Западной и Восточной Европы, разработки нормативной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог разных стран;
  • Во-вторых, при таких перевозках пересечение границы связано с передачей пассажиров иностранным железным дорогам;
  • В-третьих, применение наиболее оптимального способа передачи на пограничных станциях пассажиров вместе с транспортом связано с переходом вагонов железной дороги одного государства во временное пользование железной дороги другого государства.

Правовое регулирование железнодорожных перевозок регламентируется международными железнодорожными конвенциями, которые могут иметь как межправительственный, так и межведомственный характер. Наряду с этими конвенциями заключаются специальные соглашения вспомогательного характера, регулирующие исключительно отношения между железными дорогами и не создающие права и обязанности для сторон в договоре перевозки.

При наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал. Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, места совершения договора) в специальные (закон дороги отправления, следования, транзита, назначения и т.д.). Правовое регулирование железнодорожных перевозок предполагает возможность автономии воли при выборе применимого права и юрисдикции.

Среди международных договоров наибольший интерес для перевозок пассажиров и багажа представляет Бернская конвенция 1980 г., касающаяся международных железнодорожных перевозок. В 1980 г. положения Конвенции были объединены с положениями другой Бернской конвенции о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа (МПК), принятой в 1923 г. В результате появилось Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).

Основная цель Соглашения о международных железнодорожных перевозках  КОТИФ - создание единообразной правовой системы, применяемой к перевозкам пассажиров, багажа и грузов в прямом международном сообщении. Рассматриваемая система правовых норм применяется и для международных перевозок в смешанных сообщениях с использованием железнодорожных, речных и морских видов транспорта. В качестве Приложения к Соглашению о международных железнодорожных перевозках КОТИФ были разработаны Международная пассажирская конвенция (Приложение A - Единые правила МПК) и Международная грузовая конвенция (Приложение B - Единые правила МГК).  В Соглашении о международных железнодорожных перевозках КОТИФ урегулированы наиболее важные вопросы перевозки. Речь идет об условиях перевозки детей, провоза багажа и ручной клади, ответственности перевозчика, сроков давности и некоторых других.

Соглашение о международных железнодорожных перевозках КОТИФ предусматривают применение следующих коллизионных привязок:

а) закон дороги отправления груза применяется в отношении упаковки и порядка погрузки груза и др.;

б) закон дороги следования груза действует при исчислении провозных платежей, проверке содержащихся в накладной сведений и др.;

в) закон дороги назначения определяет порядок выдачи груза получателю.

Россия также участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам – в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сферой действия Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и Соглашения о международном пассажирском сообщении СМПС являются бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР.

Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС и Соглашение о международном пассажирском сообщении СМПС содержат императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Недействительны все двусторонние соглашения, отступающие от правил Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и Соглашения о международном пассажирском сообщении СМПС. Установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок. Применение национальных законов допустимо только по вопросам, неурегулированным в соглашениях. Виды специальных коллизионных привязок в этих соглашениях: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии.

В Соглашении о международном пассажирском сообщении СМПС выделяется специальный раздел, посвященный организации и осуществлению пассажирских перевозок, - "Перевозка пассажиров". Данный раздел содержит нормы, подробно регулирующие вопросы о пассажирских билетах, об условиях их годности и о контроле билетов, о предоставлении мест в поезде, об условиях провоза детей, о перерыве в поездке, об отказе от поездки и о прекращении договора перевозки. Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, указанными в § 2 ст. 3 Соглашения по накладным Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Оно имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов. Перевозки грузов производятся между всеми станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран – участниц.

Таким образом, правовое регулирование междугородних железнодорожных перевозок осуществляется при помощи использования норм международных договоров и национального законодательства. При этом применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самим международных договорах либо по вопросам, в международных договорах не урегулированным.

Юрист-эксперт ЭПОД
Безгина Наталья Владимировна

Рекомендуем подборки статей по следующим тегам:
Вопросы по теме
Вопрос номер 647336 из Калининград, Калининградская обл., Россия 02.10.2020 18:37
Софья

Здравствуйте, Елена Владимировна! Подскажите, пожалуйста, могут ли в целях рекламы и общего сайта быть объединены компании, предоставляющие услуги автобусных перевозок и при этом не вызывать подозрение на аффилированность?


Всего ответов: 1
Ответ юриста (Малхасян Воскан Фрунзикович)
Можно и лучше Устраивает Нравится

Для использования Фирменных наименований организаций или соответствующих товарных знаков в рекламе желательно получить согласие указанных компаний. При отсутствии согласия возможны претензии как со стороны юридических лиц, чьи ТЗ и фирменные наименования используются, так и со стороны ФАС.
Вопрос номер 562102 из Волгоград, Волгоградская обл., Россия 22.11.2019 12:47
Алексей

Требуется ли какое-то разрешение/лицензия на расфасовку индустриальных масел (И-20 А, И-40 А, И-50 А) находящиеся в автоцистернах или железнодорожных цистернах с целью их дальнейшей реализации в емкостях меньшего размера (бочки, канистры)?


Всего ответов: 1
Ответ юриста (Светлана (юрист))
Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте. Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ ст. 12 27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах; 50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Вопрос номер 5554 из Москва, Москва и Московская обл., Россия 12.07.2009 20:00
Вячеслав

Вдоль основной дороги на ул.Наметкина 10 расположено здание с магазинами и кафе, рядом с которым проходит дорога со сквозным проездом и парковочными карманами. Владельцы Кафе (в конце здания) перегородили тросом дорогу, поставив рядом табличку с надписью \"сквозной проезд запрещен\". Объясняют возмущенным водителям, доехавшим до \"упора\", что это их частная территория и они вправе ограничить проезд и предлагают весь обратный путь между машин проехать задним ходом, т.к. место для разворота не предусмотрено! Вызов наряда милиции результатов не дал. Насколько правомерны такие действия со стороны владельцев кафе и подпадают ли они под применение ст.12.33 ПДД \"Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия\". (штраф: на граждан - 1500 руб., на должностных лиц - 5000 руб., на юридических лиц - 200 000 руб). и ст. 12.34 \"Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения\". ?


Всего ответов: 1
Ответ юриста (Коробов Алексей Александрович)
Можно и лучше Устраивает Нравится

уточните у местных властей правда ли это и на каком основании владельцы кафе предпринимают такие действия. в случае незаконости действих можно их обжаловать вплоть до суда
Вопрос номер 2706 из Комсомольское, Чувашия, Россия 21.06.2015 18:45
Анатолий

У меня есть какие нибудь выходы? Здравствуйте, у меня сложилась такая ситуация. .. Я живу в Донецкой области. г.Комсомольское.. Щас это зона АТО Я учусь в лицее по профессии, оканчиваю 3 курс, из-за ситуации в стране, я уехал с своего города в Днепропетровск. Сейчас подходит время к защите диплома, я туда приехать не как не могу, из-за нововведений в линию соприкосновения.. Вот эти новвоведения: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ. Служба безопасности Украины запретила пересечение линии разграничения в зоне АТО на общественном транспорте, то есть въезд и выезд с территорий, подконтрольным ДНР / ЛНР.Пересечение линии соприкосновения общественным пассажирским транспортом запрещается, за исключением нерегулярных перевозок для отдельных организованных групп людей (беженцев, детей для оздоровления и отдыха), по соответствующим разрешениям, выданным согласно решению КЦ, - говорится в документе, который подготовила СБУ. Автобусы в Донецк не ходят. А защита диплома на носу, и если не сдам это значит 3 года зря проучился, и не какого образования у меня нет.. У меня есть какие нибудь выходы? Помогите пожалуйста!!


Всего ответов: 2
Ответ юриста (Александр Петрович)
Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте. Данный вопрос не регулируется законодательством РФ.
Ответ юриста (Александр Андреевич)
Можно и лучше Устраивает Нравится

Исходя из российского законодательства, мы не можем Вам оказать помощь, это не наша юрисдикция.
Похожие статьи
Международное воздушное право

Правовое регулирование международных воздушных перевозок

Представляется совершенно необходимым для РФ подписание Монреальской конвенции регулирования междуна

Правила перевозки багажа воздушным транспортом

Правила перевозки багажа воздушным транспортом

"...Вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, цветы..."- спикер о правила

Как провезти товар через таможню

Как провезти товар через таможню

Как провезти товар через таможню? Таможенным ввозом модных вещей с Миланской недели моды или поездко

Сколько сигарет можно вывозить из России

Сколько сигарет можно вывозить из России

Сколько сигарет можно вывозить из России. В настоящей жизни курение является одной из самых распрост

Разрешение на выезд ребенка в Турцию от родителя – когда требуется?

Разрешение на выезд ребенка в Турцию от родителя – когда требуется?

Разрешение на выезд ребенка в Турцию от родителя – когда требуется? Много хлопот возникает вовремя о

Советы юристов
Банкротство

Банкротство

Такая ситуация:есть большая задолженность в банке. Скажите, могу ли я объявить себя банкротом и что тогда будет?

Бизнес услуги

Бизнес услуги

Стала директором ООО. Деятельность предприятия - это небольшой магазин,торгующий,в том числе,алкоголем

Как открыть ООО гражданину Украины в России

Как открыть ООО гражданину Украины в России

Гражданин другого государства имеет право открывать общество с ограниченной ответственностью на Российской территории. Сделать это можно автономно или совместно с российскими партнерами. Также нерезидент имеет право приобретать акции российских предприятий.

Как оформить договор субподряда

Как оформить договор субподряда

Договор субподряда – это письменное подтверждение достижения договорённости между подрядчиком и субподрядчиком. подробнее на нашем правовом портале

Как создать общественную организацию

Как создать общественную организацию

Создание общественной организации занимает много времени и сил, но знающие люди быстро решают эти вопросы.

Оквэд грузоперевозки

Оквэд грузоперевозки

Для того чтоб заниматься грузоперевозками организацией, необходимо знать определенные оквэды грузоперевозки.

Организации

Организации

Предприятие разместило на своем сайте без согласия номера телефонов посторонней организации.

Свидетельство о гос. регистрации юр. лица

Свидетельство о гос. регистрации юр. лица

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица выдается по месту подачи документов на регистрацию, т.е. в налоговом органе.

Создание бизнеса

Создание бизнеса

Собираюсь открыть свой маленький бизнес,ларёчек с фруктами! Ларёк буду брать в аренду,вопрос такого плана нужно ли открывать ИП

Торг ИН

Торг ИН

Общество с ограненной ответственностью "ТОРГ-ИН" - мошенники или нет?

Способы оплаты
руб