Правовое регулирование междугородних железнодорожных перевозок
Специфика организации международных железнодорожных перевозок заключается в следующем ...
Железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении выступают как составная часть международной транспортной системы. По сравнению с другими видами транспорта железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ, а именно: массовость перевозок пассажиров и багажа, дальность и относительно высокая скорость перевозок, сравнительно низкая себестоимость перевозок.
Специфика организации международных железнодорожных сообщений заключается в следующем:
- Во-первых, при международных железнодорожных перевозках используется железная дорога не одного государства. Это требует скоординированных действий железных дорог сопредельных государств, учета несовпадающих параметров железнодорожной колеи стран Западной и Восточной Европы, разработки нормативной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог разных стран;
- Во-вторых, при таких перевозках пересечение границы связано с передачей пассажиров иностранным железным дорогам;
- В-третьих, применение наиболее оптимального способа передачи на пограничных станциях пассажиров вместе с транспортом связано с переходом вагонов железной дороги одного государства во временное пользование железной дороги другого государства.
Правовое регулирование железнодорожных перевозок регламентируется международными железнодорожными конвенциями, которые могут иметь как межправительственный, так и межведомственный характер. Наряду с этими конвенциями заключаются специальные соглашения вспомогательного характера, регулирующие исключительно отношения между железными дорогами и не создающие права и обязанности для сторон в договоре перевозки.
При наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал. Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, места совершения договора) в специальные (закон дороги отправления, следования, транзита, назначения и т.д.). Правовое регулирование железнодорожных перевозок предполагает возможность автономии воли при выборе применимого права и юрисдикции.
Среди международных договоров наибольший интерес для перевозок пассажиров и багажа представляет Бернская конвенция 1980 г., касающаяся международных железнодорожных перевозок. В 1980 г. положения Конвенции были объединены с положениями другой Бернской конвенции о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа (МПК), принятой в 1923 г. В результате появилось Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).
Основная цель Соглашения о международных железнодорожных перевозках КОТИФ - создание единообразной правовой системы, применяемой к перевозкам пассажиров, багажа и грузов в прямом международном сообщении. Рассматриваемая система правовых норм применяется и для международных перевозок в смешанных сообщениях с использованием железнодорожных, речных и морских видов транспорта. В качестве Приложения к Соглашению о международных железнодорожных перевозках КОТИФ были разработаны Международная пассажирская конвенция (Приложение A - Единые правила МПК) и Международная грузовая конвенция (Приложение B - Единые правила МГК). В Соглашении о международных железнодорожных перевозках КОТИФ урегулированы наиболее важные вопросы перевозки. Речь идет об условиях перевозки детей, провоза багажа и ручной клади, ответственности перевозчика, сроков давности и некоторых других.
Соглашение о международных железнодорожных перевозках КОТИФ предусматривают применение следующих коллизионных привязок:
а) закон дороги отправления груза применяется в отношении упаковки и порядка погрузки груза и др.;
б) закон дороги следования груза действует при исчислении провозных платежей, проверке содержащихся в накладной сведений и др.;
в) закон дороги назначения определяет порядок выдачи груза получателю.
Россия также участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам – в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сферой действия Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и Соглашения о международном пассажирском сообщении СМПС являются бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР.
Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС и Соглашение о международном пассажирском сообщении СМПС содержат императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Недействительны все двусторонние соглашения, отступающие от правил Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и Соглашения о международном пассажирском сообщении СМПС. Установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок. Применение национальных законов допустимо только по вопросам, неурегулированным в соглашениях. Виды специальных коллизионных привязок в этих соглашениях: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии.
В Соглашении о международном пассажирском сообщении СМПС выделяется специальный раздел, посвященный организации и осуществлению пассажирских перевозок, - "Перевозка пассажиров". Данный раздел содержит нормы, подробно регулирующие вопросы о пассажирских билетах, об условиях их годности и о контроле билетов, о предоставлении мест в поезде, об условиях провоза детей, о перерыве в поездке, об отказе от поездки и о прекращении договора перевозки. Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, указанными в § 2 ст. 3 Соглашения по накладным Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Оно имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов. Перевозки грузов производятся между всеми станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран – участниц.
Таким образом, правовое регулирование междугородних железнодорожных перевозок осуществляется при помощи использования норм международных договоров и национального законодательства. При этом применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самим международных договорах либо по вопросам, в международных договорах не урегулированным.
Юрист-эксперт ЭПОД
Безгина Наталья Владимировна
Редактор: Игорь Решетов
Правовое регулирование международных воздушных перевозок
Представляется совершенно необходимым для РФ подписание Монреальской конвенции регулирования междуна
Правила перевозки багажа воздушным транспортом
"...Вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, цветы..."- спикер о правила
Как провезти товар через таможню
Как провезти товар через таможню? Таможенным ввозом модных вещей с Миланской недели моды или поездко
Сколько сигарет можно вывозить из России
Сколько сигарет можно вывозить из России. В настоящей жизни курение является одной из самых распрост
Разрешение на выезд ребенка в Турцию от родителя – когда требуется?
Разрешение на выезд ребенка в Турцию от родителя – когда требуется? Много хлопот возникает вовремя о
Банкротство
Такая ситуация:есть большая задолженность в банке. Скажите, могу ли я объявить себя банкротом и что тогда будет?
Бизнес услуги
Стала директором ООО. Деятельность предприятия - это небольшой магазин,торгующий,в том числе,алкоголем
Как открыть ООО гражданину Украины в России
Гражданин другого государства имеет право открывать общество с ограниченной ответственностью на Российской территории. Сделать это можно автономно или совместно с российскими партнерами. Также нерезидент имеет право приобретать акции российских предприятий.
Как оформить договор субподряда
Договор субподряда – это письменное подтверждение достижения договорённости между подрядчиком и субподрядчиком. подробнее на нашем правовом портале
Как создать общественную организацию
Создание общественной организации занимает много времени и сил, но знающие люди быстро решают эти вопросы.
Оквэд грузоперевозки
Для того чтоб заниматься грузоперевозками организацией, необходимо знать определенные оквэды грузоперевозки.
Организации
Предприятие разместило на своем сайте без согласия номера телефонов посторонней организации.
Свидетельство о гос. регистрации юр. лица
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица выдается по месту подачи документов на регистрацию, т.е. в налоговом органе.
Создание бизнеса
Собираюсь открыть свой маленький бизнес,ларёчек с фруктами! Ларёк буду брать в аренду,вопрос такого плана нужно ли открывать ИП
Торг ИН
Общество с ограненной ответственностью "ТОРГ-ИН" - мошенники или нет?