Правовое регулирование междугородних железнодорожных перевозок

Специфика организации международных железнодорожных перевозок заключается в следующем ...

Железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении выступают как составная часть международной транспортной системы. По сравнению с другими видами транспорта железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ, а именно: массовость перевозок пассажиров и багажа, дальность и относительно высокая скорость перевозок, сравнительно низкая себестоимость перевозок.

Специфика организации международных железнодорожных сообщений заключается в следующем:

  • Во-первых, при международных железнодорожных перевозках используется железная дорога не одного государства. Это требует скоординированных действий железных дорог сопредельных государств, учета несовпадающих параметров железнодорожной колеи стран Западной и Восточной Европы, разработки нормативной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог разных стран;
  • Во-вторых, при таких перевозках пересечение границы связано с передачей пассажиров иностранным железным дорогам;
  • В-третьих, применение наиболее оптимального способа передачи на пограничных станциях пассажиров вместе с транспортом связано с переходом вагонов железной дороги одного государства во временное пользование железной дороги другого государства.

Правовое регулирование железнодорожных перевозок регламентируется международными железнодорожными конвенциями, которые могут иметь как межправительственный, так и межведомственный характер. Наряду с этими конвенциями заключаются специальные соглашения вспомогательного характера, регулирующие исключительно отношения между железными дорогами и не создающие права и обязанности для сторон в договоре перевозки.

При наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал. Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, места совершения договора) в специальные (закон дороги отправления, следования, транзита, назначения и т.д.). Правовое регулирование железнодорожных перевозок предполагает возможность автономии воли при выборе применимого права и юрисдикции.

Среди международных договоров наибольший интерес для перевозок пассажиров и багажа представляет Бернская конвенция 1980 г., касающаяся международных железнодорожных перевозок. В 1980 г. положения Конвенции были объединены с положениями другой Бернской конвенции о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа (МПК), принятой в 1923 г. В результате появилось Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).

Основная цель Соглашения о международных железнодорожных перевозках  КОТИФ - создание единообразной правовой системы, применяемой к перевозкам пассажиров, багажа и грузов в прямом международном сообщении. Рассматриваемая система правовых норм применяется и для международных перевозок в смешанных сообщениях с использованием железнодорожных, речных и морских видов транспорта. В качестве Приложения к Соглашению о международных железнодорожных перевозках КОТИФ были разработаны Международная пассажирская конвенция (Приложение A - Единые правила МПК) и Международная грузовая конвенция (Приложение B - Единые правила МГК).  В Соглашении о международных железнодорожных перевозках КОТИФ урегулированы наиболее важные вопросы перевозки. Речь идет об условиях перевозки детей, провоза багажа и ручной клади, ответственности перевозчика, сроков давности и некоторых других.

Соглашение о международных железнодорожных перевозках КОТИФ предусматривают применение следующих коллизионных привязок:

а) закон дороги отправления груза применяется в отношении упаковки и порядка погрузки груза и др.;

б) закон дороги следования груза действует при исчислении провозных платежей, проверке содержащихся в накладной сведений и др.;

в) закон дороги назначения определяет порядок выдачи груза получателю.

Россия также участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам – в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сферой действия Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и Соглашения о международном пассажирском сообщении СМПС являются бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР.

Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС и Соглашение о международном пассажирском сообщении СМПС содержат императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Недействительны все двусторонние соглашения, отступающие от правил Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и Соглашения о международном пассажирском сообщении СМПС. Установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок. Применение национальных законов допустимо только по вопросам, неурегулированным в соглашениях. Виды специальных коллизионных привязок в этих соглашениях: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии.

В Соглашении о международном пассажирском сообщении СМПС выделяется специальный раздел, посвященный организации и осуществлению пассажирских перевозок, - "Перевозка пассажиров". Данный раздел содержит нормы, подробно регулирующие вопросы о пассажирских билетах, об условиях их годности и о контроле билетов, о предоставлении мест в поезде, об условиях провоза детей, о перерыве в поездке, об отказе от поездки и о прекращении договора перевозки. Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, указанными в § 2 ст. 3 Соглашения по накладным Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Оно имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов. Перевозки грузов производятся между всеми станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран – участниц.

Таким образом, правовое регулирование междугородних железнодорожных перевозок осуществляется при помощи использования норм международных договоров и национального законодательства. При этом применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самим международных договорах либо по вопросам, в международных договорах не урегулированным.

Юрист-эксперт ЭПОД
Безгина Наталья Владимировна

Вопросы по теме
Вопрос номер 46804 из Казань, Татарстан, Россия 03.12.2016 17:56
Вера
Какой орган государственной власти занимается лицензированием перевозок пассажиров Электротранспортом?

Всего ответов: 0
Вопрос номер 50803 из Казань, Татарстан, Россия 16.12.2016 13:13
Фарида
Имеет ли право человек на выпуск автотранспорта в школе имея удостоверения профессиональной компетентности в области перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 34334 из Уфа, Башкортостан(Башкирия), Россия 01.11.2016 09:59
Аида
Без объяснения причин был заблокирован мой аккаунт в приложении, предоставляющем услуги перевозок такси. Помогите разобраться, пожалуйста. Насколько я знаю, это противоречит ГК РФ? Get taxi приложение.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 51411 из Казань, Татарстан, Россия 19.12.2016 14:13
Фарида Санкова
Имеет ли право человек на выпуск автотранспорта в школе имея удостоверения профессиональной компетентности в области перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ.Выпускать автотранспорт т.е. разрешать на выезд автобуса школьной вахты для детей.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 39981 из Нижний Новгород, Нижегородская (Горьковская), Россия 15.11.2016 23:47
Ксения
пожалуйста, имею ли я право заниматься неситематическими грузоперевозками, как физ. лицо? Какое количество перевозок в год допустимо? Какие для оформления перевозки необходимы документы (договор, путевой лист и тд)? И еще вопрос если открывать ИП,логистика, каков будет налог? Допустим 50 тыс. в месяц как пример. Упрощенка, вмененка и др системы налогообложения для ИП на готовых примерах-цифрах. Заранее спасибо за ответ!

Всего ответов: 0
Вопрос номер 41109 из Ульяновск, Ульяновская обл., Россия 18.11.2016 20:38
Светлана
Скажите, правда ли, что с сентября 2016 года обязательно при оформлении ОСАГО приобретать полис страхования пассажиров в лице водителя, поскольку автомобиль личный не для перевозок. Или можнонаписать заявление, по котрому машину застрахуют по Осаго через месяц. А как же 10 дней на постановку на учет в ГИБДД? Получается, что придется оформить два полиса?

Всего ответов: 0
Вопрос номер 5554 из Москва, Москва и Московская обл., Россия 12.07.2009 20:00
Вячеслав
Вдоль основной дороги на ул.Наметкина 10 расположено здание с магазинами и кафе, рядом с которым проходит дорога со сквозным проездом и парковочными карманами. Владельцы Кафе (в конце здания) перегородили тросом дорогу, поставив рядом табличку с надписью \"сквозной проезд запрещен\". Объясняют возмущенным водителям, доехавшим до \"упора\", что это их частная территория и они вправе ограничить проезд и предлагают весь обратный путь между машин проехать задним ходом, т.к. место для разворота не предусмотрено! Вызов наряда милиции результатов не дал. Насколько правомерны такие действия со стороны владельцев кафе и подпадают ли они под применение ст.12.33 ПДД \"Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия\". (штраф: на граждан - 1500 руб., на должностных лиц - 5000 руб., на юридических лиц - 200 000 руб). и ст. 12.34 \"Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения\". ?

Всего ответов: 1
Ответ юриста
уточните у местных властей правда ли это и на каком основании владельцы кафе предпринимают такие действия. в случае незаконости действих можно их обжаловать вплоть до суда
Вопрос номер 2706 из Комсомольское, Чувашия, Россия 21.06.2015 18:45
Анатолий
У меня есть какие нибудь выходы? Здравствуйте, у меня сложилась такая ситуация. .. Я живу в Донецкой области. г.Комсомольское.. Щас это зона АТО Я учусь в лицее по профессии, оканчиваю 3 курс, из-за ситуации в стране, я уехал с своего города в Днепропетровск. Сейчас подходит время к защите диплома, я туда приехать не как не могу, из-за нововведений в линию соприкосновения.. Вот эти новвоведения: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ. Служба безопасности Украины запретила пересечение линии разграничения в зоне АТО на общественном транспорте, то есть въезд и выезд с территорий, подконтрольным ДНР / ЛНР.Пересечение линии соприкосновения общественным пассажирским транспортом запрещается, за исключением нерегулярных перевозок для отдельных организованных групп людей (беженцев, детей для оздоровления и отдыха), по соответствующим разрешениям, выданным согласно решению КЦ, - говорится в документе, который подготовила СБУ. Автобусы в Донецк не ходят. А защита диплома на носу, и если не сдам это значит 3 года зря проучился, и не какого образования у меня нет.. У меня есть какие нибудь выходы? Помогите пожалуйста!!

Всего ответов: 2
Похожие статьи
Проблемы правоприменительной практики междугородних железнодорожных перевозок

Проблемы правоприменительной практики междугородних железнодорожных перевозок

Арбитражные суды неправомерно применяли Соглашения о международном грузовом сообщении для споров о междугородних железнодорожных перевозок

Международное воздушное право

Правовое регулирование международных воздушных перевозок

Представляется совершенно необходимым для РФ подписание Монреальской конвенции регулирования международных воздушных перевозок.

Правила перевозки багажа воздушным транспортом

Правила перевозки багажа воздушным транспортом

"...Вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, цветы..."- спикер о правила перевозки багажа воздушным транспортом.

закрытая дверь

Банкротство ООО: инструкция - 2016 пошагово

Банкротство ООО операция довольно непростая, тем более если банкротится предприятия в силу финансовых проблем.

Юрист со стажем

Юридическая помощь бизнесу

Юридическая помощь бизнесу: найди своего грамотного юриста и не переживай по пустякам!