Правовое регулирование междугородних железнодорожных перевозок

Специфика организации международных железнодорожных перевозок заключается в следующем ...

Железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении выступают как составная часть международной транспортной системы. По сравнению с другими видами транспорта железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ, а именно: массовость перевозок пассажиров и багажа, дальность и относительно высокая скорость перевозок, сравнительно низкая себестоимость перевозок.

Специфика организации международных железнодорожных сообщений заключается в следующем:

  • Во-первых, при международных железнодорожных перевозках используется железная дорога не одного государства. Это требует скоординированных действий железных дорог сопредельных государств, учета несовпадающих параметров железнодорожной колеи стран Западной и Восточной Европы, разработки нормативной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог разных стран;
  • Во-вторых, при таких перевозках пересечение границы связано с передачей пассажиров иностранным железным дорогам;
  • В-третьих, применение наиболее оптимального способа передачи на пограничных станциях пассажиров вместе с транспортом связано с переходом вагонов железной дороги одного государства во временное пользование железной дороги другого государства.

Правовое регулирование железнодорожных перевозок регламентируется международными железнодорожными конвенциями, которые могут иметь как межправительственный, так и межведомственный характер. Наряду с этими конвенциями заключаются специальные соглашения вспомогательного характера, регулирующие исключительно отношения между железными дорогами и не создающие права и обязанности для сторон в договоре перевозки.

При наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал. Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, места совершения договора) в специальные (закон дороги отправления, следования, транзита, назначения и т.д.). Правовое регулирование железнодорожных перевозок предполагает возможность автономии воли при выборе применимого права и юрисдикции.

Среди международных договоров наибольший интерес для перевозок пассажиров и багажа представляет Бернская конвенция 1980 г., касающаяся международных железнодорожных перевозок. В 1980 г. положения Конвенции были объединены с положениями другой Бернской конвенции о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа (МПК), принятой в 1923 г. В результате появилось Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).

Основная цель Соглашения о международных железнодорожных перевозках  КОТИФ - создание единообразной правовой системы, применяемой к перевозкам пассажиров, багажа и грузов в прямом международном сообщении. Рассматриваемая система правовых норм применяется и для международных перевозок в смешанных сообщениях с использованием железнодорожных, речных и морских видов транспорта. В качестве Приложения к Соглашению о международных железнодорожных перевозках КОТИФ были разработаны Международная пассажирская конвенция (Приложение A - Единые правила МПК) и Международная грузовая конвенция (Приложение B - Единые правила МГК).  В Соглашении о международных железнодорожных перевозках КОТИФ урегулированы наиболее важные вопросы перевозки. Речь идет об условиях перевозки детей, провоза багажа и ручной клади, ответственности перевозчика, сроков давности и некоторых других.

Соглашение о международных железнодорожных перевозках КОТИФ предусматривают применение следующих коллизионных привязок:

а) закон дороги отправления груза применяется в отношении упаковки и порядка погрузки груза и др.;

б) закон дороги следования груза действует при исчислении провозных платежей, проверке содержащихся в накладной сведений и др.;

в) закон дороги назначения определяет порядок выдачи груза получателю.

Россия также участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам – в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сферой действия Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и Соглашения о международном пассажирском сообщении СМПС являются бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР.

Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС и Соглашение о международном пассажирском сообщении СМПС содержат императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Недействительны все двусторонние соглашения, отступающие от правил Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и Соглашения о международном пассажирском сообщении СМПС. Установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок. Применение национальных законов допустимо только по вопросам, неурегулированным в соглашениях. Виды специальных коллизионных привязок в этих соглашениях: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии.

В Соглашении о международном пассажирском сообщении СМПС выделяется специальный раздел, посвященный организации и осуществлению пассажирских перевозок, - "Перевозка пассажиров". Данный раздел содержит нормы, подробно регулирующие вопросы о пассажирских билетах, об условиях их годности и о контроле билетов, о предоставлении мест в поезде, об условиях провоза детей, о перерыве в поездке, об отказе от поездки и о прекращении договора перевозки. Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, указанными в § 2 ст. 3 Соглашения по накладным Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Оно имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов. Перевозки грузов производятся между всеми станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран – участниц.

Таким образом, правовое регулирование междугородних железнодорожных перевозок осуществляется при помощи использования норм международных договоров и национального законодательства. При этом применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самим международных договорах либо по вопросам, в международных договорах не урегулированным.

Юрист-эксперт ЭПОД
Безгина Наталья Владимировна

Вопросы по теме
Вопрос номер 46804 из Казань, Татарстан, Россия 03.12.2016 17:56
Вера
Какой орган государственной власти занимается лицензированием перевозок пассажиров Электротранспортом?

Всего ответов: 0
Вопрос номер 50803 из Казань, Татарстан, Россия 16.12.2016 13:13
Фарида
Имеет ли право человек на выпуск автотранспорта в школе имея удостоверения профессиональной компетентности в области перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 34334 из Уфа, Башкортостан(Башкирия), Россия 01.11.2016 09:59
Аида
Без объяснения причин был заблокирован мой аккаунт в приложении, предоставляющем услуги перевозок такси. Помогите разобраться, пожалуйста. Насколько я знаю, это противоречит ГК РФ? Get taxi приложение.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 51411 из Казань, Татарстан, Россия 19.12.2016 14:13
Фарида Санкова
Имеет ли право человек на выпуск автотранспорта в школе имея удостоверения профессиональной компетентности в области перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ.Выпускать автотранспорт т.е. разрешать на выезд автобуса школьной вахты для детей.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 39981 из Нижний Новгород, Нижегородская (Горьковская), Россия 15.11.2016 23:47
Ксения
пожалуйста, имею ли я право заниматься неситематическими грузоперевозками, как физ. лицо? Какое количество перевозок в год допустимо? Какие для оформления перевозки необходимы документы (договор, путевой лист и тд)? И еще вопрос если открывать ИП,логистика, каков будет налог? Допустим 50 тыс. в месяц как пример. Упрощенка, вмененка и др системы налогообложения для ИП на готовых примерах-цифрах. Заранее спасибо за ответ!

Всего ответов: 0
Вопрос номер 41109 из Ульяновск, Ульяновская обл., Россия 18.11.2016 20:38
Светлана
Скажите, правда ли, что с сентября 2016 года обязательно при оформлении ОСАГО приобретать полис страхования пассажиров в лице водителя, поскольку автомобиль личный не для перевозок. Или можнонаписать заявление, по котрому машину застрахуют по Осаго через месяц. А как же 10 дней на постановку на учет в ГИБДД? Получается, что придется оформить два полиса?

Всего ответов: 0
Вопрос номер 5554 из Москва, Москва и Московская обл., Россия 12.07.2009 20:00
Вячеслав
Вдоль основной дороги на ул.Наметкина 10 расположено здание с магазинами и кафе, рядом с которым проходит дорога со сквозным проездом и парковочными карманами. Владельцы Кафе (в конце здания) перегородили тросом дорогу, поставив рядом табличку с надписью \"сквозной проезд запрещен\". Объясняют возмущенным водителям, доехавшим до \"упора\", что это их частная территория и они вправе ограничить проезд и предлагают весь обратный путь между машин проехать задним ходом, т.к. место для разворота не предусмотрено! Вызов наряда милиции результатов не дал. Насколько правомерны такие действия со стороны владельцев кафе и подпадают ли они под применение ст.12.33 ПДД \"Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия\". (штраф: на граждан - 1500 руб., на должностных лиц - 5000 руб., на юридических лиц - 200 000 руб). и ст. 12.34 \"Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения\". ?

Всего ответов: 1
Ответ юриста
уточните у местных властей правда ли это и на каком основании владельцы кафе предпринимают такие действия. в случае незаконости действих можно их обжаловать вплоть до суда
Вопрос номер 2706 из Комсомольское, Чувашия, Россия 21.06.2015 18:45
Анатолий
У меня есть какие нибудь выходы? Здравствуйте, у меня сложилась такая ситуация. .. Я живу в Донецкой области. г.Комсомольское.. Щас это зона АТО Я учусь в лицее по профессии, оканчиваю 3 курс, из-за ситуации в стране, я уехал с своего города в Днепропетровск. Сейчас подходит время к защите диплома, я туда приехать не как не могу, из-за нововведений в линию соприкосновения.. Вот эти новвоведения: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ. Служба безопасности Украины запретила пересечение линии разграничения в зоне АТО на общественном транспорте, то есть въезд и выезд с территорий, подконтрольным ДНР / ЛНР.Пересечение линии соприкосновения общественным пассажирским транспортом запрещается, за исключением нерегулярных перевозок для отдельных организованных групп людей (беженцев, детей для оздоровления и отдыха), по соответствующим разрешениям, выданным согласно решению КЦ, - говорится в документе, который подготовила СБУ. Автобусы в Донецк не ходят. А защита диплома на носу, и если не сдам это значит 3 года зря проучился, и не какого образования у меня нет.. У меня есть какие нибудь выходы? Помогите пожалуйста!!

Всего ответов: 2
Похожие статьи
Проблемы правоприменительной практики междугородних железнодорожных перевозок

Проблемы правоприменительной практики междугородних железнодорожных перевозок

Арбитражные суды неправомерно применяли Соглашения о международном грузовом сообщении для споров о междугородних железнодорожных перевозок

закрытая дверь

Банкротство ООО: инструкция - 2016 пошагово

Банкротство ООО операция довольно непростая, тем более если банкротится предприятия в силу финансовых проблем.

Юрист со стажем

Юридическая помощь бизнесу

Юридическая помощь бизнесу: найди своего грамотного юриста и не переживай по пустякам!

Овощной бизнес

Как открыть палатку?

Как открыть палатку – о чем нужно знать предпринимателю. Подводные камни мелкого бизнеса.

Как открыть ларек?

Как открыть ларек?

Организация и запуск собственного бизнеса с нуля – это не просто. О том, как открыть свой ларек, читайте ниже.