Проблемы правоприменительной практики междугородних железнодорожных перевозок

Арбитражные суды неправомерно применяли Соглашения о международном грузовом сообщении для споров о междугородних железнодорожных перевозок

Использование двух международных соглашений при регулировании междугородних железнодорожных перевозок  - Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС и Международная грузовая конвенция МГК КОТИФ - препятствует осуществлению перевозок грузов из России в страны Западной Европы и обратно по единому перевозочному документу, поэтому такие перевозки осуществляются с переотправкой, т.е. с составлением на пограничной станции новой накладной, что означает заключение нового договора перевозки. Права и обязанности сторон, ответственность железных дорог, предъявление претензий и исков регулируется Соглашением о международном грузовом сообщении СМГС либо МГК КОТИФ в зависимости от того, по какой накладной следовал груз. Наличие двух последовательно заключенных договоров перевозки приводит, например, к тому, что получатель в договоре перевозки на условиях Международной грузовой конвенции  МГК КОТИФ не вправе предъявлять требования на условиях Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, поскольку он стороной в этом договоре не является.

В ряде дел государственные арбитражные суды РФ неправомерно применяли положения Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, когда перевозка не подпадала под действие Соглашения в соответствии с ее указаниями.

Так, в одном из дел российское ООО обратилось в суд с иском к железной дороге о взыскании суммы убытков от недостачи груза, возникшей во время перевозки со станции Кириши (Россия) на станцию Калининград (Россия). Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали со ссылкой на соблюдение стандартов естественной убыли по нормам Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС. По мнению суда кассационной инстанции, Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС к спорной отправке не применяется, так как через Литву и Беларусь груз проследовал в цистернах ответчика транзитом, а в силу п. 1 § 3 ст. 2 Соглашения о международном грузовом сообщении  СМГС оно не применяется, если станции отправления и назначения находятся в одной стране и перевозка производится по территории другой страны транзитом в поездах железной дороги страны отправления.

В судебной практике России суды зачастую расширительно применяют положения российского законодательства, применимые субсидиарно по отношению к Соглашению о международном грузовом сообщении СМГС.

Так, в одном из дел российское ОАО обратилось в государственный арбитражный суд с иском к железной дороге о восстановлении на счете неосновательно списанной суммы. Перевозка осуществлялась в прямом международном сообщении груза из Казахстана в Россию, и к ней применялись положения Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС. В соответствии со ст. 31 СМГС претензии и иски получателя к железной дороге по договору перевозки могут быть заявлены в течение 9 месяцев. По мнению суда, в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Ответчик до вынесения арбитражным судом решения заявил о пропуске истцом срока для обращения с настоящим иском в суд. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Следовательно, истец пропустил срок исковой давности для обращения с заявленным требованием. С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что нижестоящая инстанция в рассматриваемой ситуации обоснованно применила статьи Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и правомерно отказала истцу в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности.

Представляется, что вышеприведенное Постановление суда неверно с точки зрения субсидиарного применения ст. 199 ГК РФ. Ст. 31 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС не содержит положения о том, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре. Суд должен применять ее автоматически. Косвенно на это указывает § 4 ст. 31 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, претензии и требования, по которым истек срок давности, не могут быть предъявлены также и в виде исков. Следовательно, российский суд должен отказать в удовлетворении иска, как только установит, что истцом пропущен установленный Соглашением о международном грузовом сообщении СМГС срок исковой давности. Ст. 36 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС устанавливает, что "при отсутствии в настоящем Соглашении, в применяемых тарифах и Служебной инструкции к Соглашению необходимых положений применяются постановления, изложенные во внутренних законах и правилах соответствующей страны, железная дорога которой является участницей настоящего Соглашения". В данном случае ст. 31 содержит необходимые положения, и оснований для субсидиарного применения норм российского законодательства нет.

В другом деле российский суд не применил положения Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и безосновательно обратился к нормам российского права. Грузоотправитель (российское лицо) предъявил иск к железной дороге о взыскании убытков за порчу груза, а также размера провозной платы. Между истцом и белорусской компанией был заключен договор на поставку в Беларусь реактивного топлива. Перевозчик, не выдав товарно-транспортные накладные на перевозку груза, и без необходимого разрешения таможенных органов направил груз на станцию назначения, однако груз таможенными органами был задержан на территории РФ и снят с таможенного контроля лишь спустя 7 месяцев. В связи с истечением сроков хранения товар был реализован сторонней организации по цене в четыре раза меньше первоначальной. Суд постановил, что истцу причинены убытки в результате неправомерных действий ответчика, выразившихся в направлении не прошедшего таможенного оформления груза в Республику Беларусь, поскольку согласно ст. 22 Соглашения о международном грузовом сообщении  СМГС железная дорога, принявшая груз к перевозке, ответственна за выполнение договора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на станции

Юрист-эксперт ЭПОД
Безгина Наталья Владимировна
Вопросы по теме
Вопрос номер 46804 из Казань, Татарстан, Россия 03.12.2016 17:56
Вера
Какой орган государственной власти занимается лицензированием перевозок пассажиров Электротранспортом?

Всего ответов: 0
Вопрос номер 52782 из Уфа, Башкортостан(Башкирия), Россия 25.12.2016 02:54
Раиль
У меня производственная травма. Инвалид с 2012 г Водитель междугородних реисов стаж 25 лет 1 класс. На данный момент грубый парез стопы. В 2016 г группу сняли. Правомерно ли решение МСЭ, ведь я потерял основную профессию. Спасибо.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 50803 из Казань, Татарстан, Россия 16.12.2016 13:13
Фарида
Имеет ли право человек на выпуск автотранспорта в школе имея удостоверения профессиональной компетентности в области перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 34334 из Уфа, Башкортостан(Башкирия), Россия 01.11.2016 09:59
Аида
Без объяснения причин был заблокирован мой аккаунт в приложении, предоставляющем услуги перевозок такси. Помогите разобраться, пожалуйста. Насколько я знаю, это противоречит ГК РФ? Get taxi приложение.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 51411 из Казань, Татарстан, Россия 19.12.2016 14:13
Фарида Санкова
Имеет ли право человек на выпуск автотранспорта в школе имея удостоверения профессиональной компетентности в области перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ.Выпускать автотранспорт т.е. разрешать на выезд автобуса школьной вахты для детей.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 29547 из Казань, Татарстан, Россия 19.10.2016 20:10
Александр
Работаю водителем на междугородних перевозках, собираюсь поменять работу но логистика поставлена так что приезжаю с рейса в пятницу вечером а выезд в субботу отдел кадров не работает на устное предупреждение о желании уволиться руководство не реагирует. Как мне быть в данной ситуации? Могу ли я сослаться на неисполнении трудового договора и непредоставлении мне выходных как на нарушение и уволился без отработки или отказался от выезда в рейс для подачи заявления в рабочий день?!

Всего ответов: 0
Вопрос номер 39981 из Нижний Новгород, Нижегородская (Горьковская), Россия 15.11.2016 23:47
Ксения
пожалуйста, имею ли я право заниматься неситематическими грузоперевозками, как физ. лицо? Какое количество перевозок в год допустимо? Какие для оформления перевозки необходимы документы (договор, путевой лист и тд)? И еще вопрос если открывать ИП,логистика, каков будет налог? Допустим 50 тыс. в месяц как пример. Упрощенка, вмененка и др системы налогообложения для ИП на готовых примерах-цифрах. Заранее спасибо за ответ!

Всего ответов: 0
Вопрос номер 41109 из Ульяновск, Ульяновская обл., Россия 18.11.2016 20:38
Светлана
Скажите, правда ли, что с сентября 2016 года обязательно при оформлении ОСАГО приобретать полис страхования пассажиров в лице водителя, поскольку автомобиль личный не для перевозок. Или можнонаписать заявление, по котрому машину застрахуют по Осаго через месяц. А как же 10 дней на постановку на учет в ГИБДД? Получается, что придется оформить два полиса?

Всего ответов: 0
Вопрос номер 5554 из Москва, Москва и Московская обл., Россия 12.07.2009 20:00
Вячеслав
Вдоль основной дороги на ул.Наметкина 10 расположено здание с магазинами и кафе, рядом с которым проходит дорога со сквозным проездом и парковочными карманами. Владельцы Кафе (в конце здания) перегородили тросом дорогу, поставив рядом табличку с надписью \"сквозной проезд запрещен\". Объясняют возмущенным водителям, доехавшим до \"упора\", что это их частная территория и они вправе ограничить проезд и предлагают весь обратный путь между машин проехать задним ходом, т.к. место для разворота не предусмотрено! Вызов наряда милиции результатов не дал. Насколько правомерны такие действия со стороны владельцев кафе и подпадают ли они под применение ст.12.33 ПДД \"Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия\". (штраф: на граждан - 1500 руб., на должностных лиц - 5000 руб., на юридических лиц - 200 000 руб). и ст. 12.34 \"Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения\". ?

Всего ответов: 1
Ответ юриста
уточните у местных властей правда ли это и на каком основании владельцы кафе предпринимают такие действия. в случае незаконости действих можно их обжаловать вплоть до суда
Вопрос номер 2706 из Комсомольское, Чувашия, Россия 21.06.2015 18:45
Анатолий
У меня есть какие нибудь выходы? Здравствуйте, у меня сложилась такая ситуация. .. Я живу в Донецкой области. г.Комсомольское.. Щас это зона АТО Я учусь в лицее по профессии, оканчиваю 3 курс, из-за ситуации в стране, я уехал с своего города в Днепропетровск. Сейчас подходит время к защите диплома, я туда приехать не как не могу, из-за нововведений в линию соприкосновения.. Вот эти новвоведения: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ. Служба безопасности Украины запретила пересечение линии разграничения в зоне АТО на общественном транспорте, то есть въезд и выезд с территорий, подконтрольным ДНР / ЛНР.Пересечение линии соприкосновения общественным пассажирским транспортом запрещается, за исключением нерегулярных перевозок для отдельных организованных групп людей (беженцев, детей для оздоровления и отдыха), по соответствующим разрешениям, выданным согласно решению КЦ, - говорится в документе, который подготовила СБУ. Автобусы в Донецк не ходят. А защита диплома на носу, и если не сдам это значит 3 года зря проучился, и не какого образования у меня нет.. У меня есть какие нибудь выходы? Помогите пожалуйста!!

Всего ответов: 2
Похожие статьи
Правовое регулирование междугородних железнодорожных перевозок

Правовое регулирование междугородних железнодорожных перевозок

Специфика организации международных железнодорожных перевозок заключается в следующем ...

Международное воздушное право

Правовое регулирование международных воздушных перевозок

Представляется совершенно необходимым для РФ подписание Монреальской конвенции регулирования международных воздушных перевозок.

Правила перевозки багажа воздушным транспортом

Правила перевозки багажа воздушным транспортом

"...Вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, цветы..."- спикер о правила перевозки багажа воздушным транспортом.

закрытая дверь

Банкротство ООО: инструкция - 2016 пошагово

Банкротство ООО операция довольно непростая, тем более если банкротится предприятия в силу финансовых проблем.

Юрист со стажем

Юридическая помощь бизнесу

Юридическая помощь бизнесу: найди своего грамотного юриста и не переживай по пустякам!