Проблемы правоприменительной практики междугородних железнодорожных перевозок
Арбитражные суды неправомерно применяли Соглашения о международном грузовом сообщении для споров о междугородних железнодорожных перевозок
Использование двух международных соглашений при регулировании междугородних железнодорожных перевозок - Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС и Международная грузовая конвенция МГК КОТИФ - препятствует осуществлению перевозок грузов из России в страны Западной Европы и обратно по единому перевозочному документу, поэтому такие перевозки осуществляются с переотправкой, т.е. с составлением на пограничной станции новой накладной, что означает заключение нового договора перевозки. Права и обязанности сторон, ответственность железных дорог, предъявление претензий и исков регулируется Соглашением о международном грузовом сообщении СМГС либо МГК КОТИФ в зависимости от того, по какой накладной следовал груз. Наличие двух последовательно заключенных договоров перевозки приводит, например, к тому, что получатель в договоре перевозки на условиях Международной грузовой конвенции МГК КОТИФ не вправе предъявлять требования на условиях Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, поскольку он стороной в этом договоре не является.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 551-79-07. Это быстро и бесплатно!
В ряде дел государственные арбитражные суды РФ неправомерно применяли положения Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, когда перевозка не подпадала под действие Соглашения в соответствии с ее указаниями.
Так, в одном из дел российское ООО обратилось в суд с иском к железной дороге о взыскании суммы убытков от недостачи груза, возникшей во время перевозки со станции Кириши (Россия) на станцию Калининград (Россия). Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали со ссылкой на соблюдение стандартов естественной убыли по нормам Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС. По мнению суда кассационной инстанции, Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС к спорной отправке не применяется, так как через Литву и Беларусь груз проследовал в цистернах ответчика транзитом, а в силу п. 1 § 3 ст. 2 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС оно не применяется, если станции отправления и назначения находятся в одной стране и перевозка производится по территории другой страны транзитом в поездах железной дороги страны отправления.
В судебной практике России суды зачастую расширительно применяют положения российского законодательства, применимые субсидиарно по отношению к Соглашению о международном грузовом сообщении СМГС.
Так, в одном из дел российское ОАО обратилось в государственный арбитражный суд с иском к железной дороге о восстановлении на счете неосновательно списанной суммы. Перевозка осуществлялась в прямом международном сообщении груза из Казахстана в Россию, и к ней применялись положения Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС. В соответствии со ст. 31 СМГС претензии и иски получателя к железной дороге по договору перевозки могут быть заявлены в течение 9 месяцев. По мнению суда, в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Ответчик до вынесения арбитражным судом решения заявил о пропуске истцом срока для обращения с настоящим иском в суд. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Следовательно, истец пропустил срок исковой давности для обращения с заявленным требованием. С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что нижестоящая инстанция в рассматриваемой ситуации обоснованно применила статьи Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и правомерно отказала истцу в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности.
Представляется, что вышеприведенное Постановление суда неверно с точки зрения субсидиарного применения ст. 199 ГК РФ. Ст. 31 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС не содержит положения о том, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре. Суд должен применять ее автоматически. Косвенно на это указывает § 4 ст. 31 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, претензии и требования, по которым истек срок давности, не могут быть предъявлены также и в виде исков. Следовательно, российский суд должен отказать в удовлетворении иска, как только установит, что истцом пропущен установленный Соглашением о международном грузовом сообщении СМГС срок исковой давности. Ст. 36 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС устанавливает, что "при отсутствии в настоящем Соглашении, в применяемых тарифах и Служебной инструкции к Соглашению необходимых положений применяются постановления, изложенные во внутренних законах и правилах соответствующей страны, железная дорога которой является участницей настоящего Соглашения". В данном случае ст. 31 содержит необходимые положения, и оснований для субсидиарного применения норм российского законодательства нет.
В другом деле российский суд не применил положения Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и безосновательно обратился к нормам российского права. Грузоотправитель (российское лицо) предъявил иск к железной дороге о взыскании убытков за порчу груза, а также размера провозной платы. Между истцом и белорусской компанией был заключен договор на поставку в Беларусь реактивного топлива. Перевозчик, не выдав товарно-транспортные накладные на перевозку груза, и без необходимого разрешения таможенных органов направил груз на станцию назначения, однако груз таможенными органами был задержан на территории РФ и снят с таможенного контроля лишь спустя 7 месяцев. В связи с истечением сроков хранения товар был реализован сторонней организации по цене в четыре раза меньше первоначальной. Суд постановил, что истцу причинены убытки в результате неправомерных действий ответчика, выразившихся в направлении не прошедшего таможенного оформления груза в Республику Беларусь, поскольку согласно ст. 22 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС железная дорога, принявшая груз к перевозке, ответственна за выполнение договора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на станции
+7 (800) 551-79-07 (Регионы РФ)
+7 (800) 551-79-07 (Москва)
+7 (800) 551-79-07 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Безгина Наталья Владимировна
Редактор: Игорь Решетов
Правовое регулирование международных воздушных перевозок
Представляется совершенно необходимым для РФ подписание Монреальской конвенции регулирования междуна
Правила перевозки багажа воздушным транспортом
"...Вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, цветы..."- спикер о правила
Как провезти товар через таможню
Как провезти товар через таможню? Таможенным ввозом модных вещей с Миланской недели моды или поездко
Сколько сигарет можно вывозить из России
Сколько сигарет можно вывозить из России. В настоящей жизни курение является одной из самых распрост
Разрешение на выезд ребенка в Турцию от родителя – когда требуется?
Разрешение на выезд ребенка в Турцию от родителя – когда требуется? Много хлопот возникает вовремя о
Банкротство
Такая ситуация:есть большая задолженность в банке. Скажите, могу ли я объявить себя банкротом и что тогда будет?
Бизнес услуги
Стала директором ООО. Деятельность предприятия - это небольшой магазин,торгующий,в том числе,алкоголем
Как открыть ООО гражданину Украины в России
Гражданин другого государства имеет право открывать общество с ограниченной ответственностью на Российской территории. Сделать это можно автономно или совместно с российскими партнерами. Также нерезидент имеет право приобретать акции российских предприятий.
Как оформить договор субподряда
Договор субподряда – это письменное подтверждение достижения договорённости между подрядчиком и субподрядчиком. подробнее на нашем правовом портале
Как создать общественную организацию
Создание общественной организации занимает много времени и сил, но знающие люди быстро решают эти вопросы.
Оквэд грузоперевозки
Для того чтоб заниматься грузоперевозками организацией, необходимо знать определенные оквэды грузоперевозки.
Организации
Предприятие разместило на своем сайте без согласия номера телефонов посторонней организации.
Свидетельство о гос. регистрации юр. лица
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица выдается по месту подачи документов на регистрацию, т.е. в налоговом органе.
Создание бизнеса
Собираюсь открыть свой маленький бизнес,ларёчек с фруктами! Ларёк буду брать в аренду,вопрос такого плана нужно ли открывать ИП
Юридические определения
У обеих компаний разные телефоны, но адрес один и тот же