Проблемы правоприменительной практики междугородних железнодорожных перевозок

Арбитражные суды неправомерно применяли Соглашения о международном грузовом сообщении для споров о междугородних железнодорожных перевозок

Использование двух международных соглашений при регулировании междугородних железнодорожных перевозок  - Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС и Международная грузовая конвенция МГК КОТИФ - препятствует осуществлению перевозок грузов из России в страны Западной Европы и обратно по единому перевозочному документу, поэтому такие перевозки осуществляются с переотправкой, т.е. с составлением на пограничной станции новой накладной, что означает заключение нового договора перевозки. Права и обязанности сторон, ответственность железных дорог, предъявление претензий и исков регулируется Соглашением о международном грузовом сообщении СМГС либо МГК КОТИФ в зависимости от того, по какой накладной следовал груз. Наличие двух последовательно заключенных договоров перевозки приводит, например, к тому, что получатель в договоре перевозки на условиях Международной грузовой конвенции  МГК КОТИФ не вправе предъявлять требования на условиях Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, поскольку он стороной в этом договоре не является.

В ряде дел государственные арбитражные суды РФ неправомерно применяли положения Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, когда перевозка не подпадала под действие Соглашения в соответствии с ее указаниями.

Так, в одном из дел российское ООО обратилось в суд с иском к железной дороге о взыскании суммы убытков от недостачи груза, возникшей во время перевозки со станции Кириши (Россия) на станцию Калининград (Россия). Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали со ссылкой на соблюдение стандартов естественной убыли по нормам Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС. По мнению суда кассационной инстанции, Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС к спорной отправке не применяется, так как через Литву и Беларусь груз проследовал в цистернах ответчика транзитом, а в силу п. 1 § 3 ст. 2 Соглашения о международном грузовом сообщении  СМГС оно не применяется, если станции отправления и назначения находятся в одной стране и перевозка производится по территории другой страны транзитом в поездах железной дороги страны отправления.

В судебной практике России суды зачастую расширительно применяют положения российского законодательства, применимые субсидиарно по отношению к Соглашению о международном грузовом сообщении СМГС.

Так, в одном из дел российское ОАО обратилось в государственный арбитражный суд с иском к железной дороге о восстановлении на счете неосновательно списанной суммы. Перевозка осуществлялась в прямом международном сообщении груза из Казахстана в Россию, и к ней применялись положения Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС. В соответствии со ст. 31 СМГС претензии и иски получателя к железной дороге по договору перевозки могут быть заявлены в течение 9 месяцев. По мнению суда, в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Ответчик до вынесения арбитражным судом решения заявил о пропуске истцом срока для обращения с настоящим иском в суд. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Следовательно, истец пропустил срок исковой давности для обращения с заявленным требованием. С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что нижестоящая инстанция в рассматриваемой ситуации обоснованно применила статьи Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и правомерно отказала истцу в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности.

Представляется, что вышеприведенное Постановление суда неверно с точки зрения субсидиарного применения ст. 199 ГК РФ. Ст. 31 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС не содержит положения о том, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре. Суд должен применять ее автоматически. Косвенно на это указывает § 4 ст. 31 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, претензии и требования, по которым истек срок давности, не могут быть предъявлены также и в виде исков. Следовательно, российский суд должен отказать в удовлетворении иска, как только установит, что истцом пропущен установленный Соглашением о международном грузовом сообщении СМГС срок исковой давности. Ст. 36 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС устанавливает, что "при отсутствии в настоящем Соглашении, в применяемых тарифах и Служебной инструкции к Соглашению необходимых положений применяются постановления, изложенные во внутренних законах и правилах соответствующей страны, железная дорога которой является участницей настоящего Соглашения". В данном случае ст. 31 содержит необходимые положения, и оснований для субсидиарного применения норм российского законодательства нет.

В другом деле российский суд не применил положения Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и безосновательно обратился к нормам российского права. Грузоотправитель (российское лицо) предъявил иск к железной дороге о взыскании убытков за порчу груза, а также размера провозной платы. Между истцом и белорусской компанией был заключен договор на поставку в Беларусь реактивного топлива. Перевозчик, не выдав товарно-транспортные накладные на перевозку груза, и без необходимого разрешения таможенных органов направил груз на станцию назначения, однако груз таможенными органами был задержан на территории РФ и снят с таможенного контроля лишь спустя 7 месяцев. В связи с истечением сроков хранения товар был реализован сторонней организации по цене в четыре раза меньше первоначальной. Суд постановил, что истцу причинены убытки в результате неправомерных действий ответчика, выразившихся в направлении не прошедшего таможенного оформления груза в Республику Беларусь, поскольку согласно ст. 22 Соглашения о международном грузовом сообщении  СМГС железная дорога, принявшая груз к перевозке, ответственна за выполнение договора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на станции

Юрист-эксперт ЭПОД
Безгина Наталья Владимировна
Вопросы по теме
Вопрос номер 46804 из Казань, Татарстан, Россия 03.12.2016 17:56
Вера
Какой орган государственной власти занимается лицензированием перевозок пассажиров Электротранспортом?

Всего ответов: 0
Вопрос номер 52782 из Уфа, Башкортостан(Башкирия), Россия 25.12.2016 02:54
Раиль
У меня производственная травма. Инвалид с 2012 г Водитель междугородних реисов стаж 25 лет 1 класс. На данный момент грубый парез стопы. В 2016 г группу сняли. Правомерно ли решение МСЭ, ведь я потерял основную профессию. Спасибо.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 50803 из Казань, Татарстан, Россия 16.12.2016 13:13
Фарида
Имеет ли право человек на выпуск автотранспорта в школе имея удостоверения профессиональной компетентности в области перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 34334 из Уфа, Башкортостан(Башкирия), Россия 01.11.2016 09:59
Аида
Без объяснения причин был заблокирован мой аккаунт в приложении, предоставляющем услуги перевозок такси. Помогите разобраться, пожалуйста. Насколько я знаю, это противоречит ГК РФ? Get taxi приложение.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 51411 из Казань, Татарстан, Россия 19.12.2016 14:13
Фарида Санкова
Имеет ли право человек на выпуск автотранспорта в школе имея удостоверения профессиональной компетентности в области перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ.Выпускать автотранспорт т.е. разрешать на выезд автобуса школьной вахты для детей.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 29547 из Казань, Татарстан, Россия 19.10.2016 20:10
Александр
Работаю водителем на междугородних перевозках, собираюсь поменять работу но логистика поставлена так что приезжаю с рейса в пятницу вечером а выезд в субботу отдел кадров не работает на устное предупреждение о желании уволиться руководство не реагирует. Как мне быть в данной ситуации? Могу ли я сослаться на неисполнении трудового договора и непредоставлении мне выходных как на нарушение и уволился без отработки или отказался от выезда в рейс для подачи заявления в рабочий день?!

Всего ответов: 0
Вопрос номер 39981 из Нижний Новгород, Нижегородская (Горьковская), Россия 15.11.2016 23:47
Ксения
пожалуйста, имею ли я право заниматься неситематическими грузоперевозками, как физ. лицо? Какое количество перевозок в год допустимо? Какие для оформления перевозки необходимы документы (договор, путевой лист и тд)? И еще вопрос если открывать ИП,логистика, каков будет налог? Допустим 50 тыс. в месяц как пример. Упрощенка, вмененка и др системы налогообложения для ИП на готовых примерах-цифрах. Заранее спасибо за ответ!

Всего ответов: 0
Вопрос номер 41109 из Ульяновск, Ульяновская обл., Россия 18.11.2016 20:38
Светлана
Скажите, правда ли, что с сентября 2016 года обязательно при оформлении ОСАГО приобретать полис страхования пассажиров в лице водителя, поскольку автомобиль личный не для перевозок. Или можнонаписать заявление, по котрому машину застрахуют по Осаго через месяц. А как же 10 дней на постановку на учет в ГИБДД? Получается, что придется оформить два полиса?

Всего ответов: 0
Вопрос номер 5554 из Москва, Москва и Московская обл., Россия 12.07.2009 20:00
Вячеслав
Вдоль основной дороги на ул.Наметкина 10 расположено здание с магазинами и кафе, рядом с которым проходит дорога со сквозным проездом и парковочными карманами. Владельцы Кафе (в конце здания) перегородили тросом дорогу, поставив рядом табличку с надписью \"сквозной проезд запрещен\". Объясняют возмущенным водителям, доехавшим до \"упора\", что это их частная территория и они вправе ограничить проезд и предлагают весь обратный путь между машин проехать задним ходом, т.к. место для разворота не предусмотрено! Вызов наряда милиции результатов не дал. Насколько правомерны такие действия со стороны владельцев кафе и подпадают ли они под применение ст.12.33 ПДД \"Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия\". (штраф: на граждан - 1500 руб., на должностных лиц - 5000 руб., на юридических лиц - 200 000 руб). и ст. 12.34 \"Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения\". ?

Всего ответов: 1
Ответ юриста
уточните у местных властей правда ли это и на каком основании владельцы кафе предпринимают такие действия. в случае незаконости действих можно их обжаловать вплоть до суда
Вопрос номер 2706 из Комсомольское, Чувашия, Россия 21.06.2015 18:45
Анатолий
У меня есть какие нибудь выходы? Здравствуйте, у меня сложилась такая ситуация. .. Я живу в Донецкой области. г.Комсомольское.. Щас это зона АТО Я учусь в лицее по профессии, оканчиваю 3 курс, из-за ситуации в стране, я уехал с своего города в Днепропетровск. Сейчас подходит время к защите диплома, я туда приехать не как не могу, из-за нововведений в линию соприкосновения.. Вот эти новвоведения: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ. Служба безопасности Украины запретила пересечение линии разграничения в зоне АТО на общественном транспорте, то есть въезд и выезд с территорий, подконтрольным ДНР / ЛНР.Пересечение линии соприкосновения общественным пассажирским транспортом запрещается, за исключением нерегулярных перевозок для отдельных организованных групп людей (беженцев, детей для оздоровления и отдыха), по соответствующим разрешениям, выданным согласно решению КЦ, - говорится в документе, который подготовила СБУ. Автобусы в Донецк не ходят. А защита диплома на носу, и если не сдам это значит 3 года зря проучился, и не какого образования у меня нет.. У меня есть какие нибудь выходы? Помогите пожалуйста!!

Всего ответов: 2
Похожие статьи
Правовое регулирование междугородних железнодорожных перевозок

Правовое регулирование междугородних железнодорожных перевозок

Специфика организации международных железнодорожных перевозок заключается в следующем ...

закрытая дверь

Банкротство ООО: инструкция - 2016 пошагово

Банкротство ООО операция довольно непростая, тем более если банкротится предприятия в силу финансовых проблем.

Юрист со стажем

Юридическая помощь бизнесу

Юридическая помощь бизнесу: найди своего грамотного юриста и не переживай по пустякам!

Овощной бизнес

Как открыть палатку?

Как открыть палатку – о чем нужно знать предпринимателю. Подводные камни мелкого бизнеса.

Как открыть ларек?

Как открыть ларек?

Организация и запуск собственного бизнеса с нуля – это не просто. О том, как открыть свой ларек, читайте ниже.