Навязывание услуг: как защититься

Навязывание услуг — одна из самых серьезных проблем российского потребителя; как защититься от навязывания услуг — читайте здесь.

Попытки вынудить покупателя приобретать ненужные ему дополнительные услуги и совершать незапланированные расходы квалифицируются как нарушение прав потребителя. И такие действия чреваты наступлением административной ответственности.

В статье № 16 закона о защите прав потребителей оговаривается, что продавец не может навязывать в качестве дополнения к основному товару некие дополнительные услуги и товары.

Если покупатель в итоге теряет деньги и нарушаются его права как потребителя, продавец обязан компенсировать все убытки покупателя.

Заключенный между покупателем и продавцом договор в этом случае считается недействительным.

При этом недействительной считается не вся сделка, а только та ее часть, которая противоречит интересам покупателя. Остальные составляющие договора считаются действующими и вполне юридически сильны.

Давайте ответим на вопрос, каковы основные права потребителя.

Итак, в числе прав покупателя, потребителя и пользователя:

  • Выбор, основанный на свободном волеизъявлении.

  • Невозможность навязывания услуги или товара.

  • Покупатель может претендовать на компенсацию убытков.

Факт навязывания услуг порой невозможно доказать. Чаще всего вместе с продажей нужного товара, покупателю навязываются непопулярные услуги, устаревший товар. В этих случаях продавцы упирают на то, что разделять товар и услугу невозможно.

Если покупатель не в силах доказать свое мнение продавцу, ему на помощь приходят сторонние организации и государственные учреждения.

В частности, суд, организация по защите прав потребителей, муниципальные органы власти.

В числе основных организаций на федеральном уровне, в чью компетенцию входит контроль за соблюдением прав потребителей — Роспотребнадзор.

Навязывание услуг: страхование

Часто банки, иные финансовые учреждения навязывают потребителю при заключении кредитного договора страхование жизни или здоровья. Граждане, неграмотные в правовом отношении, соглашаются с навязанной банком услугой страхования, которая присовокупляется к выплатам по кредиту.

При том, что они могут не подписывать договор по страховке и банк не может отказать потребителю в кредите. Поскольку страховка в данном случае лишь дополнительная услуга, то есть потребитель может на нее согласиться, а может и отказаться от нее.

И отказ клиента не значит, что ему можно отказать в кредите. Это прямое нарушение прав потребителя.

Если кредит заключается на условии страхования, он может быть признан недействительным и клиент вправе получить все средства, затраченные на навязанную страховку.

Страхование заложенного имущества — единственное исключение, здесь страхование — обязательное условие.

Если в кредитном договоре навязываются страховые услуги, в нем могут быть отражены такие неправомерные условия, как

Страховка навязывается как обязанность заемщика.

  • Не оговорена возможность отказаться от страховки.

  • Если договор не может быть изменен.

  • Нет возможности потребителю самому выбрать страховую компанию.

  • Нельзя выбрать способ оплаты услуг страховщика.

  • Банк оговаривает скидки по кредиту в случае, если будет заключен страховой договор.

Навязывают услуги страхования страховые фирмы во время оформления полиса ОСАГО.

Приобретая страховку, которая потребителю не нужна, растут ненужные для потребителя расходы.

Гражданский кодекс предусматривает невозможность отказать потребителю в предоставлении ему услуги, которая потребителю нужна. Однако приобретение одной услуги или товара не должно обуславливать приобретение другой услуги.

Имея весь пакет документов, необходимых для оформления страхового полиса ОСАГО, водитель обладает правом оформить страховку без покупки дополнительных страховок.

Навязывание услуг: можно ли отказаться от ненужных

Если покупателю навязывают услугу, предполагается, что невозможно приобрести необходимую услугу без покупки дополнительных, не нужных услуг, в которых у гражданина нет необходимости.

Именно в таком случае стоит вести речь о нарушенных правах потребителя, признании сделки недействительной и возвращении затраченных гражданином средств ему обратно.

Если же покупателю предлагают дополнительную услугу, но не принуждают ее приобрести вместе с необходимой услугой, такие действия не считаются навязыванием услуги.

Скажем, если в магазине предлагают по акции возможность купить шампунь вместе с бальзамом по скидке — в данном случае нет навязывания товара.

Ведь это дело покупателя — приобрести шампунь без скидки и без бальзама или приобрести шампунь вместе с бальзамом по скидке.

Но если шампунь нельзя приобрести без бальзама при том, что это отдельные категории товара — права потребителя нарушены.

Навязывание услуг: как действовать потребителю

Как потребитель может защититься от навязывания услуг? Вот шесть правил, которые для этого надо соблюдать.

  1. Изучить договор до его подписания.

  2. Выяснять у продавцов условия покупки товара или приобретения услуги и возможности отказа ненужных дополнительных покупок.

  3. Если возникли разногласия в момент подписания договора, обратиться к руководителю учреждения.

  4. Если вопрос невозможно решить на месте, нужно выслать руководству заявление с перечислением всех своих требований. Заявление подготовить в двух экземплярах. Один остается у потребителя, второй отсылается по почте заказным письмом с уведомлением о получении.

  5. Если руководство учреждения игнорирует ваше заявление, вам стоит обратиться в организации, которые могут защитить потребителя: суд, организация по защите прав потребителя, Роспотребнадзор.

  6. Защищая свои интересы, покупатель обязан предоставить доказательства нарушения прав потребителя со стороны продавца услуг или товара или производителя продукции.

В качестве таких доказательств могут выступать аудио-видеозаписи, вещественные доказательства, документы.

Если досудебный порядок весь пройден, а результата нет, необходимо подавать иск в суд. Иск может подать как сам потребитель, так и его представитель — юрист, представитель общественной организации.

В суде также имеет смысл обратиться ко всем своим доказательствам — как документальным, так и вещественным и свидетельским.

Представитель потребителя должен иметь при себе доверенность, нотариально заверенную. В судебном заседании может принять участие помимо истца-покупателя и продавца-ответчика, представитель Роспотребнадзора.

Иски, в которых речь идет о товаре или услуге стоимостью до 50 тысяч рублей рассматриваются мировым судом. Те иски, где речь идет о более крупных суммах, рассматриваются районными судами.

Подаются исковые заявления либо по месту жительства истца, либо по месту нахождения организации-ответчика.

В исковом заявлении необходимо указать:

  • Точное название суда.

  • Точные данные потребителя, его представителя и их контакты.

  • Точное названия организации-ответчика.

  • Адреса организации — фактический и юридический.

  • Суть жалобы клиента.

  • Подтверждение навязывания услуги продавцом.

  • Подтверждение попыток досудебного решения вопроса.

  • Перечень все приложенных к иску документов.

Навязывание услуги чревато ответственностью продавца: признание сделки недействительной, возврат потребителю всех потраченных на сделку средств.

Для подтверждения факта навязывания услуги истцу важно использовать все имеющиеся доказательства, в том числе свидетельские показания.

Решить эти споры можно по большому счету только в суде.

Если у вас есть необходимость сделать своим представителем в суде юриста, обращайтесь к нам. Мы поможем.

Вопросы по теме
Вопрос номер 271 из Городец, Нижегородская (Горьковская), Россия 23.04.2015 15:22
Надежда
Здравствуйте, у меня вопрос в праве ли требования страховых компаний навязывание страхования жизни,и имущества при страховании автомобиля.Спасибо.

Всего ответов: 2
Ответ юриста
Здравствуйте, Надежда.

Действия страховой компании в Вашем случае нарушают требования ст. 16 ФЗ "О защите прав потребителей". Для того, чтобы грамотно защитить свои права и обязать страховую компанию заключить договор страхования (ОСАГО), или, если услуги уже навязаны, расторгнуть "лишние" договоры Вы можете обратиться в нашу компанию для записи на бесплатную юридическую консультацию по тел. 415-08-04; 8-930-813-12-37. г. Н. Новгород, ул. Ульянова, 7
Ответ юриста
Добрый день! Нет никаких нарушений в том что Вам предлагают тот или иной продукт в страховой компании. Но если Вы под давлением или введением в заблуждение заключили договор, то данный договор Вы можете расторгнуть. Для этого Вам следует обратиться к юристу, который поможет Вам изучив договор правильно его расторгнуть.
Вопрос номер 77393 из Москва, Москва и Московская обл., Россия 20.03.2017 17:46
Елена
перерасчет ЖКХ завышение коммунальных услуг

Всего ответов: 0
Вопрос номер 70805 из -, Москва и Московская обл., Россия 03.03.2017 15:53
Ольга
завышение коммунальных услуг. перерасчет ЖКХ

Всего ответов: 0
Вопрос номер 24875 из Москва, Москва и Московская обл., Россия 21.09.2016 14:26
Дмитрий
Добрый день. Какая стоимость Ваших услуг?

Всего ответов: 2
Вопрос номер 127933 из Москва, Москва и Московская обл., Россия 24.05.2017 18:31
Михаил
(в) Перерасчёт начислений услуг по СНТ.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 21992 из Химки, Москва и Московская обл., Россия 06.08.2016 13:41
Гусейн
Надо составить договор об оказании образовательных услуг

Всего ответов: 1
Вопрос номер 46117 из Нижний Новгород, Нижегородская (Горьковская), Россия 01.12.2016 19:55
Маргарита
Стоимость услуг юриста для представительства в суде.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 126450 из Можайск, Москва и Московская обл., Россия 22.05.2017 12:18
Лидия Андреевна
(в) Пересчет суммы услуг по ЖКХ

Всего ответов: 0
Вопрос номер 27281 из Москва, Москва и Московская обл., Россия 12.10.2016 12:46
Екатерина
как получить субсидию на оплату коммунальных услуг

Всего ответов: 1
Вопрос номер 27851 из башкортостан Респ, Россия 14.10.2016 15:55
Ринат
Как застраховать авто без доп. услуг ОСАГО?

Всего ответов: 0
Вопрос номер 28656 из Санкт-Петербург, Санкт-Петербург и область, Россия 17.10.2016 16:00
Богрянова Вера
кто является прочими потребителями услуг водоснабжения

Всего ответов: 1
Вопрос номер 30816 из Казань, Татарстан, Россия 22.10.2016 13:35
Хаснулина Софья Шарифулловна
Как оформить оплату коммунальных услуг с пенсии.

Всего ответов: 0
Вопрос номер 125910 из Москва, Москва и Московская обл., Россия 20.05.2017 16:44
Галина
(в) Правовая помощь при оказании медицинских услуг

Всего ответов: 0
Вопрос номер 36219 из Волгоград, Волгоградская обл., Россия 06.11.2016 22:50
Наталья Михайловна
Задерживают выплаты по компенсации услуг ЖКХ 6 месяцев, что делать?

Всего ответов: 0
Вопрос номер 42017 из Волжский, Волгоградская обл., Россия 22.11.2016 11:41
Григорий Васильевич
квитанция о оплате услуг адвоката выполнена с ошибками, что делать?

Всего ответов: 1
Похожие статьи
съел_деньги

Банкомат съел деньги. Куда обратиться, чтобы вернуть?

Банкомат съел деньги — следуйте правилам и вернете свои деньги. Что делать, если банкомат - железная машина — съел деньги.

Срок рассмотрения претензии. Последствия несоблюдения срока и дальнейшие действия потребителя.

Срок рассмотрения претензии

Срок рассмотрения претензии – это тот срок, который установлен законом для дачи ответа на письменные требования потребителей.

84

Ст 25 закона о защите прав потребителей

О чем говорится в ст 25 закона о защите прав потребителей Кто такие потребители и кто готов их защищать?

реформа жкх сайт для управляющих компаний

Реформа жкх сайт для управляющих компаний

Правительством создан в соответствии с реформой ЖКХ сайт для управляющих компаний. Основанием для создания сайта для управляющих компаний

Что такое публичная оферта.

Что такое публичная оферта? Что означает слово «оферта» с латинского языка? Публичная оферта простыми словами. В чём смысл фразы –