Навязывание услуг: как защититься
Навязывание услуг — одна из самых серьезных проблем российского потребителя; как защититься от навязывания услуг — читайте здесь.
Попытки вынудить покупателя приобретать ненужные ему дополнительные услуги и совершать незапланированные расходы квалифицируются как нарушение прав потребителя. И такие действия чреваты наступлением административной ответственности.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 551-79-07. Это быстро и бесплатно!
В статье № 16 закона о защите прав потребителей оговаривается, что продавец не может навязывать в качестве дополнения к основному товару некие дополнительные услуги и товары.
Если покупатель в итоге теряет деньги и нарушаются его права как потребителя, продавец обязан компенсировать все убытки покупателя.
Заключенный между покупателем и продавцом договор в этом случае считается недействительным.
При этом недействительной считается не вся сделка, а только та ее часть, которая противоречит интересам покупателя. Остальные составляющие договора считаются действующими и вполне юридически сильны.
Давайте ответим на вопрос, каковы основные права потребителя.
Итак, в числе прав покупателя, потребителя и пользователя:
-
Выбор, основанный на свободном волеизъявлении.
-
Невозможность навязывания услуги или товара.
-
Покупатель может претендовать на компенсацию убытков.
Факт навязывания услуг порой невозможно доказать. Чаще всего вместе с продажей нужного товара, покупателю навязываются непопулярные услуги, устаревший товар. В этих случаях продавцы упирают на то, что разделять товар и услугу невозможно.
Если покупатель не в силах доказать свое мнение продавцу, ему на помощь приходят сторонние организации и государственные учреждения.
В частности, суд, организация по защите прав потребителей, муниципальные органы власти.
В числе основных организаций на федеральном уровне, в чью компетенцию входит контроль за соблюдением прав потребителей — Роспотребнадзор.
Навязывание услуг: страхование
Часто банки, иные финансовые учреждения навязывают потребителю при заключении кредитного договора страхование жизни или здоровья. Граждане, неграмотные в правовом отношении, соглашаются с навязанной банком услугой страхования, которая присовокупляется к выплатам по кредиту.
При том, что они могут не подписывать договор по страховке и банк не может отказать потребителю в кредите. Поскольку страховка в данном случае лишь дополнительная услуга, то есть потребитель может на нее согласиться, а может и отказаться от нее.
И отказ клиента не значит, что ему можно отказать в кредите. Это прямое нарушение прав потребителя.
Если кредит заключается на условии страхования, он может быть признан недействительным и клиент вправе получить все средства, затраченные на навязанную страховку.
Страхование заложенного имущества — единственное исключение, здесь страхование — обязательное условие.
Если в кредитном договоре навязываются страховые услуги, в нем могут быть отражены такие неправомерные условия, как
Страховка навязывается как обязанность заемщика.
-
Не оговорена возможность отказаться от страховки.
-
Если договор не может быть изменен.
-
Нет возможности потребителю самому выбрать страховую компанию.
-
Нельзя выбрать способ оплаты услуг страховщика.
-
Банк оговаривает скидки по кредиту в случае, если будет заключен страховой договор.
Навязывают услуги страхования страховые фирмы во время оформления полиса ОСАГО.
Приобретая страховку, которая потребителю не нужна, растут ненужные для потребителя расходы.
Гражданский кодекс предусматривает невозможность отказать потребителю в предоставлении ему услуги, которая потребителю нужна. Однако приобретение одной услуги или товара не должно обуславливать приобретение другой услуги.
Имея весь пакет документов, необходимых для оформления страхового полиса ОСАГО, водитель обладает правом оформить страховку без покупки дополнительных страховок.
Навязывание услуг: можно ли отказаться от ненужных
Если покупателю навязывают услугу, предполагается, что невозможно приобрести необходимую услугу без покупки дополнительных, не нужных услуг, в которых у гражданина нет необходимости.
Именно в таком случае стоит вести речь о нарушенных правах потребителя, признании сделки недействительной и возвращении затраченных гражданином средств ему обратно.
Если же покупателю предлагают дополнительную услугу, но не принуждают ее приобрести вместе с необходимой услугой, такие действия не считаются навязыванием услуги.
Скажем, если в магазине предлагают по акции возможность купить шампунь вместе с бальзамом по скидке — в данном случае нет навязывания товара.
Ведь это дело покупателя — приобрести шампунь без скидки и без бальзама или приобрести шампунь вместе с бальзамом по скидке.
Но если шампунь нельзя приобрести без бальзама при том, что это отдельные категории товара — права потребителя нарушены.
Навязывание услуг: как действовать потребителю
Как потребитель может защититься от навязывания услуг? Вот шесть правил, которые для этого надо соблюдать.
-
Изучить договор до его подписания.
-
Выяснять у продавцов условия покупки товара или приобретения услуги и возможности отказа ненужных дополнительных покупок.
-
Если возникли разногласия в момент подписания договора, обратиться к руководителю учреждения.
-
Если вопрос невозможно решить на месте, нужно выслать руководству заявление с перечислением всех своих требований. Заявление подготовить в двух экземплярах. Один остается у потребителя, второй отсылается по почте заказным письмом с уведомлением о получении.
-
Если руководство учреждения игнорирует ваше заявление, вам стоит обратиться в организации, которые могут защитить потребителя: суд, организация по защите прав потребителя, Роспотребнадзор.
-
Защищая свои интересы, покупатель обязан предоставить доказательства нарушения прав потребителя со стороны продавца услуг или товара или производителя продукции.
В качестве таких доказательств могут выступать аудио-видеозаписи, вещественные доказательства, документы.
Если досудебный порядок весь пройден, а результата нет, необходимо подавать иск в суд. Иск может подать как сам потребитель, так и его представитель — юрист, представитель общественной организации.
+7 (800) 551-79-07 (Регионы РФ)
+7 (800) 551-79-07 (Москва)
+7 (800) 551-79-07 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
В суде также имеет смысл обратиться ко всем своим доказательствам — как документальным, так и вещественным и свидетельским.
Представитель потребителя должен иметь при себе доверенность, нотариально заверенную. В судебном заседании может принять участие помимо истца-покупателя и продавца-ответчика, представитель Роспотребнадзора.
Иски, в которых речь идет о товаре или услуге стоимостью до 50 тысяч рублей рассматриваются мировым судом. Те иски, где речь идет о более крупных суммах, рассматриваются районными судами.
Подаются исковые заявления либо по месту жительства истца, либо по месту нахождения организации-ответчика.
В исковом заявлении необходимо указать:
-
Точное название суда.
-
Точные данные потребителя, его представителя и их контакты.
-
Точное названия организации-ответчика.
-
Адреса организации — фактический и юридический.
-
Суть жалобы клиента.
-
Подтверждение навязывания услуги продавцом.
-
Подтверждение попыток досудебного решения вопроса.
-
Перечень все приложенных к иску документов.
Навязывание услуги чревато ответственностью продавца: признание сделки недействительной, возврат потребителю всех потраченных на сделку средств.
Для подтверждения факта навязывания услуги истцу важно использовать все имеющиеся доказательства, в том числе свидетельские показания.
Решить эти споры можно по большому счету только в суде.
Если у вас есть необходимость сделать своим представителем в суде юриста, обращайтесь к нам. Мы поможем.
Редактор: Игорь Решетов
Бесплатная консультация — шанс, который нельзя упускать
Бесплатная консультация профессионального юриста — шанс для многих. Огромное количество людей сталки
Россия в кризис. Социальное самочувствие населения.
Россия в кризис. Социальное самочувствие населения. Надежд на улучшение ситуации в экономике России
Зачет суммы излишне уплаченного налога
Для зачета суммы излишне уплаченного налога необходимо написать заявление о зачете суммы налога, либ
Чем может помочь автоюрист?
Чем может помочь автоюрист? Вы попали в ДТП, и с Вас незаконно требуют компенсации и вообще винят во
Консультация юриста по трудовому праву
Консультация юриста по трудовому праву. Если Вы попали в неоднозначную или затруднительную ситуацию
Вернуть товар без чека
Если чек за товар утерян - это не означает, что продавец в праве не менять товар, либо вернуть за него денежные средства.
Возврат денег за товар надлежащего качества
Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или ком
Возврат денег на карту при возврате товара
Некоторые продавцы, уверяют, что если Вы платили деньги с банковской карты, то и возврат денежных средств в случае обнаружения недостатка в купленном продукте должен производиться на карту, но это не так.
Возврат товара без чека
Бывают случаи когда чек на товар теряется, но это не означает, что без чека Вы не сможете предъявить какие-либо требования в случае обнаружения недостатка в товаре.
Замена товара некачественного
Замена товара некачественного производится продавцом, где был купен товар
Замена товара ненадлежащего качества
Если Вы приобрели товар и он оказался ненадлежащего качества, необходимо в срочном порядке возвращать его недобросовестному продавцу.
Замена товара ненадлежащего качества.
Согласно Закону о Защите Прав Потребителей - продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем.
Защита прав потребителей
Купили детскую мебель,установили.лестница к кровати совершенно не удобная
защита прав потребителей банковских услуг
Что делать если ваши права нарушаются? куда обращаться? Как правильно составить жалобу? все это и многое другое вы можете узнать на нашем правовом портале.
Защита прав потребителей в банковской сфере
Защита прав потребителей банковских услуг является процессом государственного регулирования деятельности финансовых организаций которые занимаются денежными переводами, кредитованием или расчетно-кассовым обслуживанием. - Читайте подробнее на CHERLOCK.RU: https://www.cherlock.ru/articles/zashita-pra