Проблемы правоприменительной практики междугородних железнодорожных перевозок

Арбитражные суды неправомерно применяли Соглашения о международном грузовом сообщении для споров о междугородних железнодорожных перевозок

Использование двух международных соглашений при регулировании междугородних железнодорожных перевозок  - Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС и Международная грузовая конвенция МГК КОТИФ - препятствует осуществлению перевозок грузов из России в страны Западной Европы и обратно по единому перевозочному документу, поэтому такие перевозки осуществляются с переотправкой, т.е. с составлением на пограничной станции новой накладной, что означает заключение нового договора перевозки. Права и обязанности сторон, ответственность железных дорог, предъявление претензий и исков регулируется Соглашением о международном грузовом сообщении СМГС либо МГК КОТИФ в зависимости от того, по какой накладной следовал груз. Наличие двух последовательно заключенных договоров перевозки приводит, например, к тому, что получатель в договоре перевозки на условиях Международной грузовой конвенции  МГК КОТИФ не вправе предъявлять требования на условиях Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, поскольку он стороной в этом договоре не является.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 551-79-07. Это быстро и бесплатно!

В ряде дел государственные арбитражные суды РФ неправомерно применяли положения Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, когда перевозка не подпадала под действие Соглашения в соответствии с ее указаниями.

Так, в одном из дел российское ООО обратилось в суд с иском к железной дороге о взыскании суммы убытков от недостачи груза, возникшей во время перевозки со станции Кириши (Россия) на станцию Калининград (Россия). Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали со ссылкой на соблюдение стандартов естественной убыли по нормам Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС. По мнению суда кассационной инстанции, Соглашение о международном грузовом сообщении СМГС к спорной отправке не применяется, так как через Литву и Беларусь груз проследовал в цистернах ответчика транзитом, а в силу п. 1 § 3 ст. 2 Соглашения о международном грузовом сообщении  СМГС оно не применяется, если станции отправления и назначения находятся в одной стране и перевозка производится по территории другой страны транзитом в поездах железной дороги страны отправления.

В судебной практике России суды зачастую расширительно применяют положения российского законодательства, применимые субсидиарно по отношению к Соглашению о международном грузовом сообщении СМГС.

Так, в одном из дел российское ОАО обратилось в государственный арбитражный суд с иском к железной дороге о восстановлении на счете неосновательно списанной суммы. Перевозка осуществлялась в прямом международном сообщении груза из Казахстана в Россию, и к ней применялись положения Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС. В соответствии со ст. 31 СМГС претензии и иски получателя к железной дороге по договору перевозки могут быть заявлены в течение 9 месяцев. По мнению суда, в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Ответчик до вынесения арбитражным судом решения заявил о пропуске истцом срока для обращения с настоящим иском в суд. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Следовательно, истец пропустил срок исковой давности для обращения с заявленным требованием. С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что нижестоящая инстанция в рассматриваемой ситуации обоснованно применила статьи Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и правомерно отказала истцу в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности.

Представляется, что вышеприведенное Постановление суда неверно с точки зрения субсидиарного применения ст. 199 ГК РФ. Ст. 31 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС не содержит положения о том, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре. Суд должен применять ее автоматически. Косвенно на это указывает § 4 ст. 31 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС, претензии и требования, по которым истек срок давности, не могут быть предъявлены также и в виде исков. Следовательно, российский суд должен отказать в удовлетворении иска, как только установит, что истцом пропущен установленный Соглашением о международном грузовом сообщении СМГС срок исковой давности. Ст. 36 Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС устанавливает, что "при отсутствии в настоящем Соглашении, в применяемых тарифах и Служебной инструкции к Соглашению необходимых положений применяются постановления, изложенные во внутренних законах и правилах соответствующей страны, железная дорога которой является участницей настоящего Соглашения". В данном случае ст. 31 содержит необходимые положения, и оснований для субсидиарного применения норм российского законодательства нет.

В другом деле российский суд не применил положения Соглашения о международном грузовом сообщении СМГС и безосновательно обратился к нормам российского права. Грузоотправитель (российское лицо) предъявил иск к железной дороге о взыскании убытков за порчу груза, а также размера провозной платы. Между истцом и белорусской компанией был заключен договор на поставку в Беларусь реактивного топлива. Перевозчик, не выдав товарно-транспортные накладные на перевозку груза, и без необходимого разрешения таможенных органов направил груз на станцию назначения, однако груз таможенными органами был задержан на территории РФ и снят с таможенного контроля лишь спустя 7 месяцев. В связи с истечением сроков хранения товар был реализован сторонней организации по цене в четыре раза меньше первоначальной. Суд постановил, что истцу причинены убытки в результате неправомерных действий ответчика, выразившихся в направлении не прошедшего таможенного оформления груза в Республику Беларусь, поскольку согласно ст. 22 Соглашения о международном грузовом сообщении  СМГС железная дорога, принявшая груз к перевозке, ответственна за выполнение договора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на станции

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
+7 (800) 551-79-07 (Регионы РФ)
+7 (800) 551-79-07 (Москва)
+7 (800) 551-79-07 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!
Юрист-эксперт ЭПОД
Безгина Наталья Владимировна
Рекомендуем подборки статей по следующим тегам:
Вопросы по теме
Вопрос номер 562102 из Волгоград, Волгоградская обл., Россия 22.11.2019 12:47
Алексей

Требуется ли какое-то разрешение/лицензия на расфасовку индустриальных масел (И-20 А, И-40 А, И-50 А) находящиеся в автоцистернах или железнодорожных цистернах с целью их дальнейшей реализации в емкостях меньшего размера (бочки, канистры)?


Всего ответов: 1
Ответ юриста (Светлана (юрист))
Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте. Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ ст. 12 27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах; 50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Вопрос номер 647336 из Калининград, Калининградская обл., Россия 02.10.2020 18:37
Софья

Здравствуйте, Елена Владимировна! Подскажите, пожалуйста, могут ли в целях рекламы и общего сайта быть объединены компании, предоставляющие услуги автобусных перевозок и при этом не вызывать подозрение на аффилированность?


Всего ответов: 1
Ответ юриста (Малхасян Воскан Фрунзикович)
Можно и лучше Устраивает Нравится

Для использования Фирменных наименований организаций или соответствующих товарных знаков в рекламе желательно получить согласие указанных компаний. При отсутствии согласия возможны претензии как со стороны юридических лиц, чьи ТЗ и фирменные наименования используются, так и со стороны ФАС.
Вопрос номер 5554 из Москва, Москва и Московская обл., Россия 12.07.2009 20:00
Вячеслав

Вдоль основной дороги на ул.Наметкина 10 расположено здание с магазинами и кафе, рядом с которым проходит дорога со сквозным проездом и парковочными карманами. Владельцы Кафе (в конце здания) перегородили тросом дорогу, поставив рядом табличку с надписью \"сквозной проезд запрещен\". Объясняют возмущенным водителям, доехавшим до \"упора\", что это их частная территория и они вправе ограничить проезд и предлагают весь обратный путь между машин проехать задним ходом, т.к. место для разворота не предусмотрено! Вызов наряда милиции результатов не дал. Насколько правомерны такие действия со стороны владельцев кафе и подпадают ли они под применение ст.12.33 ПДД \"Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия\". (штраф: на граждан - 1500 руб., на должностных лиц - 5000 руб., на юридических лиц - 200 000 руб). и ст. 12.34 \"Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения\". ?


Всего ответов: 1
Ответ юриста (Коробов Алексей Александрович)
Можно и лучше Устраивает Нравится

уточните у местных властей правда ли это и на каком основании владельцы кафе предпринимают такие действия. в случае незаконости действих можно их обжаловать вплоть до суда
Вопрос номер 2706 из Комсомольское, Чувашия, Россия 21.06.2015 18:45
Анатолий

У меня есть какие нибудь выходы? Здравствуйте, у меня сложилась такая ситуация. .. Я живу в Донецкой области. г.Комсомольское.. Щас это зона АТО Я учусь в лицее по профессии, оканчиваю 3 курс, из-за ситуации в стране, я уехал с своего города в Днепропетровск. Сейчас подходит время к защите диплома, я туда приехать не как не могу, из-за нововведений в линию соприкосновения.. Вот эти новвоведения: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ. Служба безопасности Украины запретила пересечение линии разграничения в зоне АТО на общественном транспорте, то есть въезд и выезд с территорий, подконтрольным ДНР / ЛНР.Пересечение линии соприкосновения общественным пассажирским транспортом запрещается, за исключением нерегулярных перевозок для отдельных организованных групп людей (беженцев, детей для оздоровления и отдыха), по соответствующим разрешениям, выданным согласно решению КЦ, - говорится в документе, который подготовила СБУ. Автобусы в Донецк не ходят. А защита диплома на носу, и если не сдам это значит 3 года зря проучился, и не какого образования у меня нет.. У меня есть какие нибудь выходы? Помогите пожалуйста!!


Всего ответов: 2
Ответ юриста (Александр Петрович)
Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте. Данный вопрос не регулируется законодательством РФ.
Ответ юриста (Александр Андреевич)
Можно и лучше Устраивает Нравится

Исходя из российского законодательства, мы не можем Вам оказать помощь, это не наша юрисдикция.
Похожие статьи
Международное воздушное право

Правовое регулирование международных воздушных перевозок

Представляется совершенно необходимым для РФ подписание Монреальской конвенции регулирования междуна

Правила перевозки багажа воздушным транспортом

Правила перевозки багажа воздушным транспортом

"...Вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, цветы..."- спикер о правила

Как провезти товар через таможню

Как провезти товар через таможню

Как провезти товар через таможню? Таможенным ввозом модных вещей с Миланской недели моды или поездко

Сколько сигарет можно вывозить из России

Сколько сигарет можно вывозить из России

Сколько сигарет можно вывозить из России. В настоящей жизни курение является одной из самых распрост

Разрешение на выезд ребенка в Турцию от родителя – когда требуется?

Разрешение на выезд ребенка в Турцию от родителя – когда требуется?

Разрешение на выезд ребенка в Турцию от родителя – когда требуется? Много хлопот возникает вовремя о

Советы юристов
Банкротство

Банкротство

Такая ситуация:есть большая задолженность в банке. Скажите, могу ли я объявить себя банкротом и что тогда будет?

Бизнес услуги

Бизнес услуги

Стала директором ООО. Деятельность предприятия - это небольшой магазин,торгующий,в том числе,алкоголем

Как открыть ООО гражданину Украины в России

Как открыть ООО гражданину Украины в России

Гражданин другого государства имеет право открывать общество с ограниченной ответственностью на Российской территории. Сделать это можно автономно или совместно с российскими партнерами. Также нерезидент имеет право приобретать акции российских предприятий.

Как оформить договор субподряда

Как оформить договор субподряда

Договор субподряда – это письменное подтверждение достижения договорённости между подрядчиком и субподрядчиком. подробнее на нашем правовом портале

Как создать общественную организацию

Как создать общественную организацию

Создание общественной организации занимает много времени и сил, но знающие люди быстро решают эти вопросы.

Оквэд грузоперевозки

Оквэд грузоперевозки

Для того чтоб заниматься грузоперевозками организацией, необходимо знать определенные оквэды грузоперевозки.

Организации

Организации

Предприятие разместило на своем сайте без согласия номера телефонов посторонней организации.

Свидетельство о гос. регистрации юр. лица

Свидетельство о гос. регистрации юр. лица

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица выдается по месту подачи документов на регистрацию, т.е. в налоговом органе.

Создание бизнеса

Создание бизнеса

Собираюсь открыть свой маленький бизнес,ларёчек с фруктами! Ларёк буду брать в аренду,вопрос такого плана нужно ли открывать ИП

Юридические определения

Юридические определения

У обеих компаний разные телефоны, но адрес один и тот же

Способы оплаты
руб